
В нескольких километрах от нашей школы находится одно из величайших сооружений — железнодорожный мост. Предлагаем познакомиться с историей сооружения этого моста.
Развитие речного судоходства привело к строительству новых причалов и пристаней не только в городах, но и в некоторых крупных селах. В 1859 г. строится пристань в Костычах. Однако, учитывая наличие в Батраках волжского перевоза, через который проходил Транссибирский торговый тракт, пристань из Костычей переводят западнее. Здесь речные пароходства построили склады, а их служащие — жилые дома. Так в начале 60-х годов появился третий поселок на территории современного Октябрьска — Батраки-Пристань.
Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано — Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань — Батраки. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Позднее, в 1898 году, вводится Московско-Казанская ветка.
Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков.
Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. В филиале Российского государственного архива научно — технической документации (РГАНТД) в Самаре в настоящее время на государственном хранении находятся чертежи проекта этого моста, выполненные собственноручно в 1875 г. профессором Н.А. Белелюбским. Чертежи на батистовой кальке прекрасно сохранились, а подпись Белелюбского подтверждает их подлинность.
Работы по строительству моста были начаты в июле 1875 года под руководством полковника А.Е. Струве, но в ноябре он отказался от них, так как одновременно строил мост на Неве. Все остальное время строительством руководил инженер Михайловский. Непосредственным производителем работ с самого начала и до их завершения (с июля 1875 по август 1880 года) был инженер В.М.Березин. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II.
К району сооружения моста была проложена железнодорожная ветка для доставки строительных грузов и построена новая станция Оренбургской железной дороги «Правый берег реки Волги». Часть грузов поступала по Волге. В 1876 году появляется поселок Правая Волга для его строителей. К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены 2.5 тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года.
Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, материалы приобретались в Санкт-Петербурге и Москве. Было доставлено 575,3 тыс. пудов железа, 715 пудов цемента. Опоры выполнялись частично из местного жигулевского известняка и гранита, 450 тыс. пудов которого привезли из Финляндии и Рыбинска. Всего для строительства моста потребовалось 2 млн. пудов материалов.Суровый нрав зимне-весенней Волги заставил проектировщика моста инженера профессора Н.А. Белелюбского дважды переделывать проект, поэтому и строительство первые два года шло вяло. Первый кессон (сооружение для работы в воде, своего рода камера, в которой нет воды) был опущен в Волгу 11 августа 1877 года, а уже 30 августа 1880 года в весьма торжественной обстановке мост был открыт. Министр путей сообщения Российской империи, генерал-адъютант Посьет объявил о наименовании его Александровским получивший название Александровский (в честь 25-летия царствования Александра II), о «выбитии в память сего события (открытия моста) особой медали» и перерезал широкую голубую ленту со сделанной на ней золотом надписью «Александровский мост через р. Волгу».














